РУ БЕ EN

Родительский университет

Уважаемые родители!
Добро пожаловать на страничку «Родительского университета»
      Мы, учителя школы, и Вы, законные представители наших учащихся, выбрали разные университеты для получения образования, но чувства мы разделяем общие: любовь к нашим детям и желание в каждом ребенке увидеть успешную личность. Воспитание всегда было нелегкой задачей, а уж тем более в наше время, время постоянных перемен и высоких технологий…
    НО! Как сказал всемирно известный писатель Пауло Коэльо: «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого». 
Мы очень сильно желаем взрастить в каждом нашем ребенке настоящего Человека!Труден только первый шаг. Но мы с Вами его уже сделали!Мы вместе с Вами, воспитывая наших детей, учимся и совершенствуемся сами. И очень надеемся, что Вы, являясь самым ярким примером для своих детей, готовы к постоянному развитию.
      Мы всегда рады видеть в нашем коллективе «Родительского университета» целеустремленных, активных, креативных студентов – наших родителей!
Вместе у нас все получится!

Цель родительского университета – создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности законных представителей учащихся в области воспитания и развития детей посредством консолидации усилий семьи и школы. 
Задачи:
-разработать структуру и содержание «Родительского университета» в нашей школе, апробировать модули для реализации его модели;
-осуществить вовлечение в межведомственное взаимодействие и социальное партнерство школы и других заинтересованных ведомств;
-подобрать диагностический инструментарий для изучения эффективности воспитательной работы;
-разработать методическое сопровождение педагогических кадров по организации работы с родителями;
-обеспечить распространение опыта участников проекта.
 
С уважением,
педагогический коллектив средней школы № 23 г. Гродно

 

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА для родителей учащихся I-XI классов на 2024/2025 учебный год

Положение о Родительском университете государственного учреждения образования "Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно"

УТВЕРЖДЕНО:

методическим советом от 31.08.2020 №1

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 23 г. Гродно»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Родительский университет является одной из форм сотрудничества педагогических работников с родителями в рамках образовательного проекта, направленного на формирование у родителей обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2.Родительский университет создан и функционирует при ГУО «Средняя школа №23 г.Гродно».

1.3.Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.

 

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2.1.Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства, укрепление установленных контактов родителей со школой, взаимодействие родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

2.2.Основные задачи Родительского университета:

формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

2.3.Целевая группа – родители (законные представители) учащихся 1-11 классов.

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3.1.Направления работы:

  1. Организационное:

формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;

размещение содержания программы и мероприятий Родительского университета на школьном сайте в разделе «Социальная, воспитательная и идеологическая работа»;

размещение в социальных сетях («ВКонтакте», «Instagram», «Facebook») информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:

презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по педагогическим, социально-педагогическим, психолого-педагогическим проблемам.

  1. Содержательное:

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

3.2.Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

3.3.Формы проведения занятий:

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, обновление уголка педагога-психолога; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

 

4.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

4.1.Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.

4.2.Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4.3.Работу Родительского университета организуют классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, при необходимости привлекая ресурсы города.

4.4.Периодичсность заседаний Родительского университета не реже 4-ых раз в учебный год (1 раз в четверть в рамках проведения родительских собраний).

 

5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

 

6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворенности запроса

свернуть

Рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»

Приложение 4

Рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

На основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер в программно-планирующей документации учреждения образования определяются актуальные направления и формы работы с законными представителями.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают образовательные задачи учреждения образования, и участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Одним из компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» – комплекс мероприятий в рамках тематических родительских собраний по реализации в учреждениях общего среднего образования одноименной программы для родителей (далее – проект). Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), благодаря чему проект хорошо интегрируется в сложившуюся систему работы с родителями учащихся в любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (предпоследняя или последняя неделя четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся мероприятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Тематика занятий разработана с учетом образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник». Программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий.

Для реализации проекта создается банк информационно-методических материалов для каждой темы «Родительского университета». Материалы разрабатываются при участии институтов развития образования. Информационно-методические материалы по мере разработки будут размещаться на национальном образовательном портале adu.by в рубрике «Родительский университет». Для подготовки мероприятий «Родительского университета» рекомендуем воспользоваться также каталогом материалов, размещенных на онлайн-платформе «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by/) (приложение 1).

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны ориентироваться на:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.

Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.

Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Родительский университет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флайеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.) не реже 1 раза в год.

Реализация мероприятий республиканского проекта «Родительский университет» будет способствовать повышению педагогической и психологической компетентности законных представителей, формированию у них осознанного отношения к родительству, повышению качества педагогической (социально-педагогической) поддержки и психологической помощи, развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

свернуть

Информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями

Материалы для проведения в X–XI классах учреждений общего среднего образования родительского собрания по теме «Профилактика наркомании. Болезнь замороженных чувств»

Материалы для организации и проведения в учреждениях образования единого классного (кураторского) часа, родительского собрания по теме профилактики вовлечения подростков в распространение наркотических средств «Сделай правильный выбор!»

Методические рекомендации

Учебно-методическая литература

свернуть

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

Каталог материалов для проведения занятий с родителями
в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

(на сайте https://roduniversitet.bspu.by/).

 
Название тем (в соответствии с «Примерной программой родительского университета»)
Материалы, рекомендуемые для использования (размещены в разделе «Родителям» –https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/)
1-е классы
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе (сентябрь)
Методические рекомендации «Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Adaptaciya-uchashhihsya-1-klassov-k-obucheniju-v-shkole.pdf
Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь)
Брошюра «Режим дня школьника»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rezhim-dnya-shkolnika.pdf
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь)
Методические материалы«Роль семейных традиций в воспитании детей»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Semejnye-tradicii-v-vopitanii-rebenka.pdf
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель)
Мультимедийная презентация «13 советов отизвестного учителя, которые вдохновят родителей общаться сдетьми наязыке любви».
2-е классы
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь)
Методические материалы «Ваш ребёнок не хочет учиться» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/uchitsya-1.pdf;
советы родителям «Как делать уроки с младшим школьником?»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2-Dikovich-pamyatka-dlya-roditelej.pdf;
буклет «Учение с увлечением или 7 способов повысить учебную мотивацию школьника»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Evdokimova-230119-buklet.pdf;
методические материалы «Как помочь ребенку избавиться от комплекса неудачника» (автор: Русецкая Алла Максимовна):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Ruseckaya-A.M.-Kak-pomoch-rebenku-izbavitsya-ot-kompleksa-neudachnika.pdf
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь)
Брошюра«Семь правил здорового образа жизни для школьников»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Sem-pravil-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-shkolnikov-1.pdf
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль)
Видеоролик «Влияние семьи на эмоциональное здоровье ребенка (советы родителям)»:https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май)
Методические материалы «Трудовое воспитание младших школьников в семье»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Trudovoe-vopitanie-v-seme.pdf
3-е классы
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (сентябрь)
Методические материалы «Активная оценка и итоговая отметка. Работа с родителями» (автор: Кудейко Михаил Викентьевич):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kudejko-M.V.-Aktivnaya-ocenka-i-itogovaya-otmetka.-Rabota-s-roditelyami.pdf
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь)
Методические материалы «Психологические особенности третьеклассников»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Psihologicheskie-osobennosti-treteklassnikov.pdf
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок (январь)
Брошюра «Здоровая семья - здоровый ребенок»:
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника (апрель)
Методические материалы «Родительское общение как фактор формирования культуры гуманистических отношений в семье» (автор: Чечет Виктор Владимирович):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Roditelskoe-obshhenie-kak-faktor-formirovaniya-kultury-gumanisticheskih-otnoshenij-v-seme-1.pdf;
памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zenevich-A.S.-roditelskij-universitet-230119.pdf
4-е классы
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов (сентябрь)
Методические материалы «Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Vozrastnye-psihofiziologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.pdf
Брошюра «Самое важное о поведении ребенка с незнакомцами на улице»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-povedenii-rebenka-s-neznakomcami-na-ulice.pdf
Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль)
Тема 4. Книги в жизни школьника (май)
Брошюра «Как привить ребенку любовь к чтению».
5-е классы
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь)
Советы родителям «Адаптация ребенка в новом коллективе. Советы родителям пятиклассников»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Adaptaciya-rebenka-v-novom-kollektive-1.pdf
Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь)
Брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» – стр.8-15 (раздел «Что делать, если ребенка обижают сверстники»):
Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль)
Брошюра «Страхи у детей», методические материалы «Как разрешить конфликты с близкими людьми?» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roitelyam-Strahi-u-detej.pdf
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май)
Брошюра «Воспитание без насилия» (авторы-составители: Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В.) – раздел «Как быть хорошими родителями. Практические советы и рекомендации» (с.34-51):
6-е классы
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь)
Методические материалы «Книги, которые помогают нам понимать своих детей и взаимодействовать с ними» (автор: Чечет Виктор Владимирович): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Knigi-kotorye-pomogajut-nam-ponimat-svoih-detej-i-vzaimodejstvovat-s-nimi-1.pdf
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь)
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка»:
методические материалы «Что делать, если у ребенка повышенная раздражительность»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Chto-delat-esli-u-rebenka-povyshennaya-razdrazhitelnost.pdf,
«Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Trevozhnye-markery-v-povedenii-podrostka.pdf;
памятка для родителей «Подросток не слушается. Что делать?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_BoguckayaD_Podrostok-ne-slushaetsya.pdf
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет (март)
Видеоролик «Зависимость от компьютерных игр у детей и подростков (6 класс)»: https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/;
методические материалы «Как помочь ребёнку преодолеть компьютерную зависимость?» :https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/kompjuter.pdf
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков (май)
Памятка для родителей «Летние каникулы с пользой»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Letnie-kanikuly-s-polzoj-1.pdf;
памятка для родителей «Рекомендации для родителей, отправляющих ребенка в оздоровительный лагерь»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rekomendacii-dlya-roditelej-otpravlyajushhih-rebenka-v-ozdorovitelnyj-lager-1.pdf
7-е классы
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь)
Памятка для родителей подростков «Что не надо делать родителям?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chto-ne-nuzhno-delat-roditelyam-podrostka.pdf
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь)
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка» (стр. 24-27):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-podrostka.pdf
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль)
Методические материалы «Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Trevozhnye-markery-v-povedenii-podrostka.pdf;
методические материалы «Как разрешить конфликты с близкими людьми?» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/konflikty.pdf
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель)
Методические материалы «Как помочь ребенку учиться?»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/uchitsya-1.pdf
8-е классы
Тема 1. Жизненные цели подростков (октябрь)
Видеоролик «Тайм-менеджмент (советы школьникам)»https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/
Брошюра «Самое важное о воспитании ребенка без насилия»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-rebenka-bez-nasiliya.pdf; брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» (стр. 3-7): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-bezopasnosti-rebenka-v-shkole.pdf
Тема 3. Осторожно: суицид (март)
Методические материалы «Как предотвратить детский суицид» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Puzyrevich-N.L.-Dialog-Kak-predotvratit-detskij-suicid.pdf;
Памятка для родителей «Советы для родителей по профилактике подросткового суицида»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Sovety-dlya-roditelej-po-profilaktike-podrostkovogo-suicida-1.pdf
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май)
Брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» (стр. 15-23):https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-bezopasnosti-rebenka-v-shkole.pdf
9-е классы
Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь)
Методические материалы «Психологический портрет современного подростка»:
Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия (ноябрь)
Методические материалы «Что делать, если у ребенка повышенная раздражительность»:https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Chto-delat-esli-u-rebenka-povyshennaya-razdrazhitelnost.pdf
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль)
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка»:
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель)
Видеоролик «Как помочь ребенку выбрать профессию?»: https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/
10-е классы
Тема 1. Здоровье - это жизнь (сентябрь)
Методические рекомендации «Здоровый образ жизни»:
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка (ноябрь)
Советы родителям «Первая любовь в жизни вашего ребенка»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Petrova_Ju-Roditelski-j-universitet.pdf;
Видеоролики «Первая любовь в жизни ребенка», «Первая влюбленность»https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек (февраль)
Советы родителям «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rol-semi-v-formirovanii-reproduktivnogo-zdorovya-junoshej-i-devushek-1.pdf
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? (апрель)
Брошюра «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kak-pomoch-starsheklassniku-obresti-uverennost-v-sebe.pdf
11-е классы
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (октябрь)
Видеоролик «Профориентация старшеклассников»;
Памятка для родителей «Как ребенку выбрать профессию»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Pomoshh-v-vybore-professii.pdf
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? (декабрь)
Информационный релиз «Увлечение или интернет зависимость?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Chernoshej-Kseniya_Podrostok.pdf
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март)
Методические материалы «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Podgotovka-starsheklassnikov-k-budushhej-semejnoj-zhizni.pdf
Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? (май)
Методические рекомендации «Как помочь своему ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kak-pomoch-svoemu-rebenku-v-period-podgotovki-i-sdachi-ekzamenov-1.pdf

 

свернуть

Адаптация учащихся в первом классе

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей в помощи детям в адаптации к школечерез ознакомление с особенностями и возможными трудностями периода адаптации учащихся к школе, практическими советами по поддержке первоклассников.

Задачи:

познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;

проанализировать своё отношение к этой проблеме, предложить практические советы по адаптации первоклассников;

научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы: групповая

Целевая аудитория:классные руководители,родители учащихся  1-ых классов,школьный врач, педагог-психолог.

Продолжительность: 1 час

Методы: мини – лекция, практикум, упражнения.

Материалы и оборудование: раздаточный материал для родителей, тест для родителей.

 

Ход собрания

  1. Эмоциональный настрой на собрание

2.Вступительное слово классного руководителя

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Какие физиологические и психологические изменения происходят в организме ребёнка в возрасте 6-7 лет?  Как понять, успешно ли адаптируется ребёнок к школьной жизни? Какие шаги предпринять, чтобы свести к минимуму трудности адаптационного периода? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Попробуем сегодня найти  ответы на эти вопросы.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?А  хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде  школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши  к школьному обучению.Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

3.Тест для родителей

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
  8. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  9. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  10. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  11. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  12. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  13. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  14. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  15. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
  16.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

 Если ваш ребёнок может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

4.Физиологические и психологические особенности развития детей6-7 лет

Физиологические условия адаптации ребенка к школе

Возраст от 6 до 7 лет - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту. Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим. Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.

Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5 кг. В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года – декабрь- февраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале - снижения массы тела быть не должно.

В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Ребенку очень сложно длительно удерживать статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.

У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц ребенок не готов (затруднения при письме). Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная регуляция движений.

В это же время продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что сердечно-сосудистая система становится уязвимой, то есть организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).

Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.

 К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения.

Я остановилась на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу.

Кроме того, что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.

К сожалению, в наше время «здоровыми», начинают обучение примерно 20% детей. Условно мы делим детей на 3 группы здоровья:

I гр. - редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие, нормальное психическое развитие;

II гр. - дети, имеющие функциональные отклонения (на грани здоровья и болезни);

III гр. - дети, имеющие хронические заболевания.

Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.

  1. Психологические особенности детей 6-7 лет: развитие психических процессов, социально-личностное развитие

(выступление педагога-психолога)

У ребёнка в 6-7 лет завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

  1. Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно­го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.

Память. К 6—7 годам у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен­ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль­тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска­зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо­мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми­нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по­знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ­ное мышление, но к началу обучения в школе начинает фор­мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. Полностью словесно-логи­ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Первоклассник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода­ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од — сензитивный для развития фантазии.

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.

Поэтому анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых»).

Помните, поведение родителей является  примером поведения ребенка.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

Поэтому чаще   рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения. В общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

  1. Особенности адаптации учащихся к школьной жизни

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.        

Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

По данным обследований примерно 50 – 60% детей адаптируются в течение первых 2-3 недель. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Эти дети предпочитают до конца I полугодия игровую деятельность учебной, часто дерутся, капризничают, плачут. Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

 

Содержание

 

Высокий уровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно

решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

- Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его

стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к

школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

-Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

-Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.  Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Когда уместна тревога? Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

Педагог-психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:

Обычно

Опасно

Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

 

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и

четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

 

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

 

Нежелание ходить в школу и вообще учиться

выражается постоянно и открыто в формахактивногопротеста,либосимптомами болезней, которыекончаются сразу после того, какразрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольствоучителем или опасения по егоповоду.

 

Очень не любит или боитсяучителя,испытываетпоотношениюкнемустрах,бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

  1. Роль семьи в успешной адаптации первоклассников

Упражнение «Хлопок»

Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок.  Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему?  Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен.

Отсюда можно вывести первое правило:

-  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

Упражнение «Цветы»

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме. Скажите, после того, как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.

Отсюда второе наше правило:

-  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.  Это называется МОНИТОРИНГ.  Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра.  Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этому. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребёнка, родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Важно помнить, что как пройдет период адаптации у ребёнка, так он и будет учиться в дальнейшем. Поэтому родители должны настроить, прежде всего, себя на хорошее, позитивное настроение и отношение к школе и с радостным, весёлым настроением проводить ребёнка в школу.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция: упражнение выполняется в родительских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого» (пары образуются по симпатиям). «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря». Затем «поводырь» должен посадить «слепого» на стул и выбрать себе другого «слепого» (незнакомого для него родителя), которого он тоже должен провести по классу.

Обсуждение

Учитель обсуждает с родителями – «слепыми» их самочувствие во время проведения первого и второго этапа проведения этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?

Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.

  1. 9. Подведение итогов. Рефлексия

«Слово-эстафета»

Уважаемые родители, предлагаю дополнить предложение, передавая мяч друг другу по кругу«Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я …»

Наша встреча подходит к концу. Удалось ли нам ответить на ваши вопросы?

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Не забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможностьпобыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьмаскоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешьвзрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства,иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это можетобернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас,родители!Помните, что самое большое родительское счастье – видетьсостоявшихся, умных и благодарных детей!Мы желаем вам успехов!

 

Приложение 1

Советы психолога

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что-то делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый:помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести «обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит третьвозможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым? От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».

Семья должна формировать культ интеллекта: в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.

Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.

Необходимо развивать внимание и память ребёнка.

Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

 

 

Приложение 2

Слова поддержки для первоклассников (памятка)

Я хочу посоветовать Вам СТО СЛОВ, которыми можете сделать ребёнка счастливым и успешным:

прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно, умно, великое открытие, огромный успех, я восхищаюсь тобой, ты хороший друг, выдающаяся работа, ты делаешь хорошие успехи, ты быстро продвигаешься вперед, я уважаю тебя, ты очень ответственный человек, ты уникален, я верю в тебя, ты сделал меня счастливой (-ым), отлично, феноменально, огромное достижение, сенсационно, ты — победитель, мы на верном пути, изумительно, поразительно, я знала, что ты сможешь это сделать, я люблю тебя, ты добился большого успеха, выдающаяся работа, как хорошо,как умно, ты - само совершенство, какой ты внимательный, твоя аккуратность фантастична, ты моя радость, я счастлива, я не видела ничего подобного.

Приложение 3

Методики определения комфортности и затруднений

ребенка в школе

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

«Пять вопросов в конце недели»

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

  • Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
  • Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
  • Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?
  • Какой из дней запомнился более всего? Почему?
  • С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

«Беседа по классной фотографии»

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?» В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

«Плюсы и минусы школьного дня»

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше: радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

«Копилка школьных успехов»

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «школьные успехи». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто. Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе. Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за неудачи или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

свернуть

Советы взрослым по обеспечению безопасности детей

Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:

 в Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.

·  Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.

·  Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.

·  Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.

·  Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.

·  Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.

·  Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

 

Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.

Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.

б1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.

2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.

3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:

- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;

- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;

- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;

- склонен к депрессии.

4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.

5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.

6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».

7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.

е8. Убедитесь,  что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

свернуть

Презентация. Доброе начало, или как помочь первокласснику адаптироваться к школе

поделиться в:

Интернет-ресурсы: