РУ БЕ EN

Инновационный опыт

Виртуальное пространство инновационной деятельности

 

 

Инновационный проект

Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса

Сроки реализации: 2022 – 2025

 Научное сопровождение проекта:

Бельская Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений учреждения образования «Белорусский государственный университет», медиатор

Карпушева Наталья Михайловна, начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования».

 

                                       Тема в деталях. Школьная медиация

Цели и задачи

Цель инновационной деятельности  внедрить медиативные технологии в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в гимназии и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:

  1. Проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса гимназии.
  2. Разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия гимназии, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм внедрения модели.
  3. Внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики гимназии инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи.
  4. Инкорпорировать существующую Гимназическую службу медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в гимназии.
  5. Создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в гимназии конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели.
  6. Активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в гимназии.
  7. Создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия.
  8. Изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности в гимназии и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики.
  9. Разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
свернуть

Целесообразность и ожидаемый результат

Целесообразность инновационной деятельности

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей – субъектов образовательных отношений: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов их разрешения имеют такую же многовековую историю, как и само существование человечества. Общению с людьми как важнейшей жизненной необходимости нигде не учат, а сами мы учимся искусству общаться пока ещё очень плохо, о чём свидетельствует множество конфликтов в самых разных сферах нашей жизни. Усиление социального расслоения, морально-нравственная и ценностная дезориентация,  усиление миграционных процессов, ослабление коллективных форм жизнедеятельности и роли семьи в социализации личности провоцируют небывалый рост конфликтов в различных сферах жизни общества.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

Создаваемая инновационная модель конструктивного взаимодействия большого круга заинтересованных лиц позволяет позитивно влиять на межличностные и групповые отношения и конфликты всех участников образовательного процесса, на профилактику буллинга не только в учреждениях образования, но и в семейных отношениях. Обеспечивается действенная медиативная помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности.

Расширяется эффект такой работы не только в конфликтах в учреждениях образования, но и в случаях противоправного характера с участием обучающихся, происходящих за рамками учреждений образования и являющихся предметом реагирования со стороны социально-педагогических центров, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, следственных органов и судов.

свернуть

План мероприятий по реализации проекта на 2024/2025 учебный год

Календарный план работы по реализации инновационной деятельности

«Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Cроки

Ответственные

1.      

Инструктивно-методическое совещание: «Изучение нормативно-правовой документации об инновационной деятельности»

Август 2024

Лещук С.С., директор школы

2.      

Разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность

Август 2024

Лещук С.С., директор школы, Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

3.      

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о включении проекта «Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

в годовой план работы учреждения

Август 2024

Лещук С.С., директор  школы

 

4.      

Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих работу школьной  службы медиации, определение круга социальных партнеров

Август – сентябрь 2024

Лещук С.С., директор школы

5.      

Информационные встречи, беседы и занятия, классные мероприятия по конструктивному взаимодействию для всех участников образовательных отношений

В течение года

Участники инновационного проекта

6.      

Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования

В течение года

Третьякова Е. М., учитель информатики

7.      

Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, родителями по вопросам инновационной деятельности,  ознакомления с деятельностью школьной службы медиации.

Сентябрь

2024

Лещук С.С., директор школы, Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе, участники инновационного проекта

8.      

Первичная  диагностика компетенций медиаторов-посредников

Сентябрь

2024

Мешкова Н.А., педагог-психолог

9.      

Методический практикум «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневников педагогического исследования»

Сентябрь 2024

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе, педагоги

10.                        

Проведение мероприятий для привлечения родителей к деятельности  школьной службы медиации.

В течение года

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе, Мешкова Н.А., педагог-психолог

11.                        

Набор учащихся в волонтеры  школьной  службы медиации

 

Октябрь 2024

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе , Мешкова Н.А.,  педагог-психолог

12.                        

Собеседование с классными руководителями 8-11  классов по результатам промежуточной диагностики уровня развития конфликтологической компетентности педагогов и изучение психологической безопасности школьной среды

Ноябрь 2024

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

13.                        

Тренинг с классными руководителями на тему «Круги сообществ: как разрешать конфликты в школьной группе»

Ноябрь 2024

Мешкова Н.А. педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

14.                        

Рассмотрение вопроса на совещании при директоре «Промежуточные итоги инновационной деятельности».

Декабрь 2024

Лещук С.С., директор школы, Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

15.                        

Повторная  диагностика компетенций медиаторов-посредников.

 

Декабрь 2024

Мешкова Н.А., педагог-психолог

16.                        

Тренинг с педагогами на тему «Семейная конференция»

Март  2025

Мешкова Н.А., педагог-психолог, Рудая О.А.,  педагог социальный

17.                        

Взаимодействие с консультантами проекта

В течение года

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

18.                        

Консультации по ведению дневников и другой документации участниками инновационного проекта

В течение года

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

19.                        

Повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационном проекте

В течение года

Лещук С.С., директор школы

20.                        

Набор учащихся в волонтеры школьную  службы медиации

 

Октябрь 2024

Мешкова Н.А., педагог-психолог, Рудая О.А.,  педагог социальный

21.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Общение в конфликте»

Октябрь 2024

Мешкова Н.А. педагог-психолог, Рудая О.А. педагог социальный

22.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Мое поведение в конфликте»

Ноябрь 2024

Мешкова Н.А., педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

23.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Искусство жить в мире с другими»

Декабрь 2024

Мешкова Н.А., педагог-психолог, Рудая О.А.,  педагог социальный

24.                        

Тренинг на тему «Вступительное слово медиатора»

Январь 2025

 

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А.,  педагог социальный

25.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Искусство переговоров»

Январь 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

26.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов. Медиативно -восстановительный подход»

Февраль 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

 

27.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Медиация как технология: этап презентации сторон и выявление интересов»

Март 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

 

28.                        

Тренинг с участниками проекта на тему на тему «Этап принятия решения при примирении сторон»

Апрель 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

 

29.                        

Тренинг с участниками проекта на тему «Основные компетенции и инструменты медиатора»

Май 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

 

30.                        

Торжественное принятие учащихся-волонтеров в школьную службу медиации. Вручение сертификатов.

Май 2025

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе, Мешкова Н.А.,  педагог-психолог

31.                        

Проведение учебных медиаций, отработка практических навыков. Проведение супервизий для медиаторов.

В течение года

Участники инновационного проекта

32.                        

Проведение практических медиаций для разрешения конфликтов (по запросу).

В течение года

Школьная служба медиации

33.                        

Участие в фестивалях и конкурсах для юных медиаторов.

В течение года

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе, Мешкова Н.А.,  педагог-психолог

34.                        

Итоговая диагностика компетенций медиаторов-посредников,  уровня развития конфликтологической компетентности участников образовательного процесса, изучение психологической безопасности школьной среды.

Мониторинг  эффективности деятельности ШСМ

Март 2025

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог

 

35.                        

Проведение тренингов для родителей на тему: «Формирование толерантности в семье», «Решаем конфликты позитивно»

В течение года

Мешкова Н.А.,  педагог-психолог, Рудая О.А., педагог социальный

 

36.                        

Систематизация, анализ, обобщение результатов инновационной деятельности. Написание итоговой справки по инновационному проекту

Апрель 2025

Лещук С.С., директор школы, Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

37.                        

Сетевое взаимодействие с педагогами-новаторами, с социальными партнерами, с внешними медиаторами

В течение года

Участники инновационного проекта

38.                        

Самообразование участников проекта по теме инновационной деятельности

В течение года

Участники инновационного проекта

39.                        

Информирование об итогах реализации инновационного проекта всех субъектов образовательного процесса

Май 2025

Лещук С.С., директор школы, Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе

40.                        

Трансляция опыта работы школьной службы медиации и разрешения конфликтов (в СМИ, через сотрудничество с учреждениями образования, участие фестивалях, семинарах и др.

В течение года

Давидович О.В., заместитель директора по воспитательной работе,  Мешкова Н.А., педагог-психолог

 

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: